лабЫтнанговский флаг ver-down.jpg (312 bytes) на главную
кто ониобраз жизнифольклорполезноегостевая книга
but.jpg (344 bytes)

Как грузить велосипеды в поезд

Класссификация категорий сложности маршрутов

 

 

 

 

ver-down.jpg (312 bytes)

"Велотуристы и плохие человеки"

Проводники годами катаются из одного конца страны в другой, плохо спят, редко видятся с родными, живут в маленьком неудобном купе. А кто во всём этом виноват? Конечно, пассажиры. Им постоянно надо куда-то ехать, а если надумают выходить, то обязательно в три часа ночи. К тому же они вечно мусорят, пачкают, да вдобавок норовят что-то негабаритное провезти! С годами в бескомпромиссной борьбе с пассажирами характер у многих проводников меняется... Казалось бы, что нам переживать? Доехал куда надо и пошёл себе колесить подальше от железной дороги... Но не так всё просто, как кажется.

При посадке в поезд с велосипедом у меня в 30% случаев возникали проблемы с проводниками. Это не удивительно, ведь благосостояние проводника складывается из зарплаты, которую он получает от МПС, а также из денег, которые он может "заработать" на пассажирах. Поэтому любая нестандартная ситуация всегда трактуется в пользу денег. В частности, велосипед -- предмет негабаритный, что вызывает у проводника желание взять за его провоз определённую мзду. А вид ГРЯЗНОГО велосипеда вообще вызывает у проводника справедливое чувство отвращения -- вагон-то убирать приходиться ему самому!

Как же надо поступать, чтобы при посадке в поезд проблем было меньше? Для начала следует отсечь фактор "грязь". Велосипед должен быть чистым и упакованным в чехол. В ж.-д. правилах ясно сказано про пачкающие предметы: нельзя. Если нет чехла, велосипед можно пеленать полиэтиленом, который часто используется в походе как тент. Некоторые любители максимально снижать вес багажа даже заворачивают велосипед в тент от палатки. Я не рекомендую это делать, так как шестерёнки, педали и ручки тормозов очень любят всё вокруг себя рвать.

Великий документ "Тарифное руководство номер пять" в параграфе 59 части второй гласит: "Ручной кладью считаются легко переносимые предметы и вещи не зависимо от рода их и вида упаковки, которые по размерам помещаются в вагонах на местах, предусмотренных для размещения ручной клади". Дальше уточняется, что у предметов габариты по сумме трёх измерений не должны превышать 180 см, а вес -- 36 кг. С весом проблем нет, а вот попасть в заветные 180 см нелегко.

Впрочем, реально задача формулируется по-другому: поскольку проводники измеряют ручную кладь на глазок, то надо СДЕЛАТЬ НА ВИД её такой, чтобы проводник счёл кладь габаритной. Для этого с велосипеда снимается переднее колесо и левая педаль. Далее он засовывается в чехол, рядом кладётся колесо с упором в правую педаль. Иногда полезно чехол снаружи перехватить в нескольких местах эспандерами, чтобы он выглядел поменьше.

Упаковка должна происходить вдали от глаз проводника. Представьте себе его реакцию, когда 8 велосипедистов на огромных байках, да ещё с рюкзаками, подъезжают к вагону и нагло заявляют, что, дескать, они сейчас в него сядут на основании каких-то там билетов! Нормальный проводник тут же заявит: "С байками не пущу!" Подобное -- не лучший вариант. Пусть уж страж вагона не настраивается сразу против вас. Для этого даже упакованные велосипеды не стоит складывать в одну большую кучу поблизости, поставьте их на перроне по одному или по два на некотором расстоянии друг от друга.

Стратегия взятия вагона проста, и отчасти напоминает спецназовский аналог: "Я выбиваю дверь плечом и падаю на пол, а ты берёшь их всех на мушку", -- но только с велосипедной спецификой. Посадку проводят так: сначала в вагон проникает первый байкер с велосипедом или с рюкзаком. Упакованный велосипед несут на плече, частично закрывая собственным телом. Можно держать байк двумя пальцами, наглядно показывая, какой он лёгенький.

Обычно я покупаю билеты в плацкартный вагон, так как на третьи полки спокойно кладутся 4 велосипеда, и ещё остаётся место для 1--2-х рюкзаков. Велосипеды укладывают обычно так, чтобы они опирались сразу на две третьих полки, в два слоя. Пока один человек укладывает байки, другие подносят оставшиеся вещи. Если в купе кроме вас ещё кто-то едет, то постарайтесь зайти в отсек первыми. Некоторые пассажиры (особенно бабушки с внуками), как правило, уверены, что байки обязательно рухнут вниз, причём прямо на голову их потомству. По правде сказать, такое возможно. Например, если рама байка лопнет пополам сразу в двух местах оттого, что на неё сверху сядет муха. Или если поезд на полном ходу врежется в скалу. Других вариантов нет. Тем не менее общественность надо успокоить. Возьмите обычный эспандер и зацепите его за велосипеды так, чтобы его было хорошо видно. Этого вполне достаточно, чтобы сказать, что байки "надёжно закреплены". Важно отметить, что байки, аккуратно сложенные на третьей полке, обычно не привлекают к себе внимания, и проводники их часто просто не замечают. Иногда после выхода из поезда, когда все велосипеды оказываются сложенными перед ним, проводник искренне удивляется: "Неужели это всё ехало в моём вагоне?!"

Иногда особо вредные проводники оказывают при посадке сопротивление. Тогда я использую "секретное оружие": письмо на бланке МПС, где написан абзац из упомянутого тарифного руководства (официальное письмо МПС о провозе велосипедов опубликовано в N 49. -- Прим. ред.). Мы вместе с проводником рассматриваем письмо и находим, что по всем параметрам нас следует в вагон пустить. Для ускорения посадки я обычно говорю, что если (несмотря на письмо) мы сделали что-то не так, то заплатим прямо в вагоне, при предъявлении, разумеется, соответствующего документа. Проводник, предвкушая "навар", в вагон нас пускает, но, к своему удивлению, запрещающего документа найти не может. Байки лежат в соответствии с "Руководством", а проверять их габариты проводнику, как правило, не хочется. Таким образом, главное -- любыми способами пробиться в вагон. Пока проводник внутри, а вы снаружи, спорить по поводу оплаты велосипедов плохо: поезд может уйти без вас. Другое дело, когда вы уже внутри. Тогда скользкие и двусмысленные правила МПС можно обсуждать до вашей конечной станции.

Рассмотрим теперь посадку в иные вагоны. В купейном 4 велосипеда разместить довольно сложно. Технология следующая: с байков снимаются обе педали и передние колёса. Далее велосипеды кладутся в багажное отделение задним колесом назад. Передние вилки при этом торчат наружу. Теперь следует аккуратно загрузить ещё два велосипеда. В результате довольно большая часть велосипедов торчит наружу самым вызывающим образом. Снятые передние колёса кладутся в последнюю очередь, затем всё перевязывается эспандерами. Тут, в отличие от плацкартного вагона, байки надо крепить по-настоящему. Если же вас всего двое, то проблем с загрузкой велосипедов в купе практически нет, не считая того, что ваши соседи вряд ли захотят ехать под нависающими велосипедами.

В сидячем вагоне проблемы прямо пропорциональны "крутизне" поезда и конструкции вагона. В некоторых вагонах бывает свободное от сидений место, куда велосипеды можно легко ставить, в других его нет. К сожалению, "хороший" поезд или нет можно узнать, только увидев сам состав. Лучше уж брать билет в общий вагон, чем в сидячий.

Общий вагон -- этот тот же плацкартный, только грязный, вмещающий в себя раза в полтора больше пассажиров, причем, как правило, людей малообеспеченных. Соответственно и проводники мало с ними церемонятся, что увеличивает вероятность скандала. Посадка в такой вагон -- дело сложное. Места в нём люди выбирают сами, следовательно, многие пассажиры при посадке, чтобы попасть в вагон раньше других, проявляют не лучшие черты характера: толкаются, кричат, ругаются, иногда дерутся. Если судьба бросит вас в общий вагон, то постарайтесь как можно более оперативно в него попасть и занять две вторые и две третьих полки. Обычно это делает один человек налегке. Далее можно спокойно загружать велосипеды, как в плацкарте, не забывая сдерживать натиск других претендентов на занятые места.

Вообще-то само МПС рекомендует сдавать байки в багаж. У этого варианта есть существенный минус: невозможно обеспечить сохранность велосипеда при погрузке и перевозке. Кто будет контролировать, чтобы на байк не ставили, допустим, ящики с фруктами? Кто будет смотреть, чтобы его не кидали, как попало, в вагон? Кто гарантирует, что с байка ничего не свинтят? И, наконец, где гарантия, что он "выйдет" на одной остановке с вами?

Илья ГУРЕВИЧ, С.-Петербург. ("Вольный ветер")

 

 

Copyright © 2004 Екатерина Порфирьева
информационная  поддержка
Андрей Лямин,
Наталья и Денис Петрусинские.

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

Hosted by uCoz